Многие представители среднего, да и мелкого бизнеса используют оффшорные схемы в последние годы, дабы снизить налоговую нагрузку. Небольшие предприятия, таким образом, противостоят давлению со стороны различных проверяющих органов. Ранее данный механизм использовался только крупными предприятиями, хотя на уровне крупного бизнеса применяются немного другие схемы.
Крупные компании проворачивают операции с ценными бумагами, создают фонды совместного инвестирования, естественно там крутятся значительные суммы, от 10 миллионов долларов и более. В сегментах среднего и малого бизнеса такие капиталы, конечно, не вертятся, а в сегменте малого частного предпринимательства и подавно о таких суммах говорить не приходится. Именно здесь кроется существенная выгода для участников малого бизнеса – такие незначительные денежные суммы не подлежат такому тщательному мониторингу налоговых органов. Практика подобных проверок показывает, что обычно налоговые органы склонны скептически относится к каждой сделке, которую те проверяют, то есть часто они сомневаются в их реальности.
Предприятия используют системы финансовых взаиморасчетов со своими коммерческими партнерами через оффшор, вместо прямого расчета в наличной или безналичной форме с контрагентами. Проверить такое предприятие и доказать факт нарушения налогового законодательства на практике довольно проблематично, хотя механизм встречной сверки с нерезидентом возможен, а еще это связано с немалыми затратами, на что налоговая служба соглашается редко. Выходить, что проведение сделок через оффшор – это дешевый и довольно безопасный вариант сэкономить на налогах. Предприятие таким способом может решать различные оперативные задачи, например, выводить чистую прибыль прямо на депозитный счет, обслуживаемый швейцарским банком. Предприниматель при этом совершенно не обязан самостоятельно ехать в Швейцарию, топать в банк, оформлять означенный депозитный счет и так далее. В наше время все вышеописанное предприниматель способен провернуть посредством той же оффшорной компании. Все делается просто, без лишней бюрократии, можно оформить даже анонимный счет.
Возможно, если субъекты малого и среднего отечественного бизнеса имели бы те же возможности, что их коллеги, зарегистрированные и платящие налоги в экономически более развитых государствах, например США, странах ЕС, Канаде и так далее, то ситуация была бы иная. На сегодня провести оплату товара или услуги какого-то зарубежного провайдера официально, через банковский расчетный счет отечественному малому предприятию очень проблематично, да и зачем, если есть те же платежные системы, электронные деньги, наконец, банковские платежные карты. Предприниматель может оплатить товар, например, приобрести какой-то сертификат моментально в онлайн режиме, без всяких бюрократических заминок и тому подобного, если размер платежа не превышает лимиты используемой им системы электронного взаиморасчета.
Обратись же предприниматель в отечественный банк, где у него оформлен расчетный счет, его немедленно завалят различными требованиями и условиями. Банк потребует предоставить инвойс, контракт с контрагентом (провайдер услуги, которую предприниматель планирует оплатить), при этом составленный на двух языках, заверенный подписями сторон, мокрыми печатями. Дополнительно потребуется предоставить акт выполнения работ или приема-передачи товара, при этом необходимо вложится в определенные сроки, например 90 дней. Мало шансов что нерезидент, получивший подобные требования их удовлетворит, предоставит необходимые бумаги отечественному предпринимателю. Он просто не поймет, чего тот от него хочет, для чего вышеперечисленные сложности. Взаиморасчет посредством корпоративный карты тоже не вариант, ведь это уже нарушение. В таком случае предприниматель рискует попасть под штрафные санкции. Размер штрафа равен сумме платежа, произведенного по корпоративному счету. Гораздо проще все это проделать через оффшорное предприятие.
Предприниматель может минимизировать риски, если официально оформит с иностранным контрагентом валютного платежа контракт. Агент, проводящий валютный мониторинг, должен быть уверен, что документы в норме, имеются все подписи и печати нерезидента, подтверждающие его цели. Сам контракт должен соответствовать определенным нормам, иметь четное описание сделки.
Получается, что за какие-то полтысячи долларов отечественный предприниматель может купить готовый оффшорный бизнес, а после использовать данное предприятие для минимизации налогового бремени. Проводить финансовые операции с собственной, оформленной, например, в Панаме компанией намного проще. Речь здесь не только об оформлении официальных контрактов, подписанных и скрепленных печатями, но и многом другом. Предприниматель по такому контракту переводить денежные средства на счет оффшорного предприятия, которое после проводит взаиморасчет за все интересующие отечественного предпринимателя услуги и товары за рубежом.
Бывает, что украинские банки находят в заключенных с нерезидентами их клиентами контрактах не соответствующие их правилам пункты, ставят условие изменить их, то есть отредактировать контракт. Посредством собственной оффшорной компании зря беспокоить иностранного нерезидента, например коммерческого партнера, не нужно. Предприниматель может легко составить вторую версию данного контракта со своим оффшорным предприятия, через которое после сможет просто рассчитаться со своим зарубежным партнером по бизнесу в удобной тому форме.
Все предприниматели, которые работают с ВЭД, все как один критикуют нормы, которые ограничивают допустимые сроки возврата валютной выручки, ведь на практика крайне тяжело их придерживаться. Особенно страдают от этого крупные предприятия, им волей неволей приходится нарушать такие нормы сроков взаиморасчета, при этом оправдаться перед органами мониторинга им практически нельзя. Подобное удается лишь незначительному проценту предприятий (примерно 5-8%), как показывает статистика. Означенные нормы не позволяют работать по долгосрочным контрактам, например, когда срок расчета находится в пределах 6 месяцев (180 дней), то есть нерезидент принял обязательство провести платеж в течение шестимесячного срока. Изменить сроки взаиморасчета с контрагентом не получается, в результате сделка проходит с нарушениями. Имея же в наличии оффшор, о подобных пустяках можно даже и не беспокоиться.
Значение имеет, насколько лояльно к подобным сделкам законодательство страны, резидентом которой иностранный предприниматель является. Например, в Китае предприятия нередко начинают производство товара только после получения предоплаты, на основании чего те выписывают заказчику соответственную квитанцию. Как только товар произведен, предприятие готово его отправить заказчику за рубеж, проводиться полный безналичный взаиморасчет по контракту. В случае необходимости китайское предприятие всегда может вернуть предоплату, то есть там с кассовой дисциплиной просто. Отечественные предприниматели выводят подобные предоплаты через оффшоры, так сказать по системе черного нала. В случае, если предприятию на производство товара необходим длительный срок, а пролонгировать контракт нет возможности, тогда вариант один – химичить и только. Предприниматель всегда стремится к прибыли, но, к сожалению, не всегда эффективны и оправданы здесь «прозрачные методы».
Реформационные процессы, что проистекают в отечественном налоговом законодательстве, дают представителям отечественного среднего и малого бизнеса повод для беспокойства. Возможно, в скором будущем предпринимателям придется просто скрывать свои обороты, не факт, что они перейдут на так называемые комиссионные сделки, кто знает. Предприятие, которое является посредником, существенно сэкономит на налоговых сборах, если перейдет исключительно на комиссионные сделки. Означенная схема отлично работает при импорте, когда предпринимателю дают поручение приобрести нечто за рубежом и доставить за определенное вознаграждение, которое, по сути, является доходом данного предпринимателя. Проблема здесь одна – как доказать налоговой службе, что сделка имеет сугубо комиссионный характер.
Предприниматели должны четко знать ставку налога, то есть она должна иметь определенный характер, а то получается, что родина просит постоянно еще и еще, когда только приходит время налоговых проверок. В результате можно волей неволей докатиться до самых интересных выводов, например, зачем открывать фирму здесь, если можно оформить предприятие в той же Прибалтике, например Латвии, а после просто заключать сделки с иностранными контрагентами посредством такого номинального предприятия. Управлять бизнесом можно в онлайн режиме, то есть через интернет, покупать товар в одних, продавать его другим. Так вот, зарабатывая на этом и не платя родине никаких налогов и вести бизнес. Возможно это та альтернатива, к которой законодатели постепенно подталкивают представителей отечественного среднего и малого бизнеса, кто его знает. Удачи!